В 1998 г., после тяжелого производственного кризиса, который тянулся несколько лет, на предприятии было введено внешнее управление. Поставив перед собой цель возрождения производства, новое руководство сосредоточило свое внимание на оптимизации бизнес-процессов предприятия, как на одном из важных конкурентных преимуществ на современном рынке. Необходимым требованием успешной работы предприятия стало создание системы управления, основанной на передовых информационных технологиях. Для этого руководством ОАО "Сегежский ЦБК" была привлечена компания "Неосистемы Северо-Запад ЛТД".
По словам Д.Б.Зуева, коммерческого директора Сегежского ЦБК, "решающую роль в выборе "Неосистем" для осуществления данного проекта сыграли, с одной стороны, большой внедренческий опыт этой компании, с другой стороны - функциональность системы при меньшей стоимости проекта по сравнению с аналогичными столичными и, тем более, западными решениями".
Первая очередь проекта автоматизации
В результате совместной работы Заказчика и Разработчика были поставлены цели, отразившие наиболее актуальные проблемы, к решению которых нужно было приступить в первую очередь. Приоритетными были признаны автоматизация учета финансово-расчетных операций и учета сбыта готовой продукции.
Успех построения эффективной системы управления напрямую зависит от заинтересованности и непосредственного участия сотрудников и руководства компании – заказчика. На Сегежском ЦБК для взаимодействия с разработчиком был создан "Комитет по автоматизации" во главе с генеральным директором, В.Ф. Премининым.
Большую поддержку оказали профессионализм и активность коммерческого директора – Дмитрия Борисовича Зуева, его заместителя – Рустама Станиславовича Чемеринского, директора по контроллингу, главного бухгалтера комбината – Лилии Александровны Жигаловой.
Первая очередь проекта автоматизации предприятия на ОАО "Сегежский ЦБК" началась в июне 1999 года и заняла 8 месяцев. В течение этого времени были автоматизированы функции учета финансово-расчетных операций в бухгалтерии и финансовом отделе и функции учета сбыта готовой продукции.
Для обеспечения эффективной работы бизнес-приложений была создана необходимая информационная инфраструктура. В ней использованы продукты ведущих мировых поставщиков оборудования и программного обеспечения. Это высоконадежные серверы Compaq ProLiant и ПК Compaq Deskpro, операционные системы MS Windows, СУБД MS SQL Server, средства групповой работы Lotus Domino/Notes и пр. Бизнес-приложения разработаны на основе программной платформы "1С:Предприятие 7.7" для SQL (компоненты "Бухгалтерский учет" и "Оперативный учет").
Удаленные здания (всего - 13) были подключены к единой волоконно-оптической магистрали (протяженность смонтированных оптических линий составляет > 5 км). Реализован проект СКС здания заводоуправления, насчитывающей 415 точек подключения. Вычислительная техника была подключена к сети выделенного электропитания. На базе высоконадежного оборудования фирмы AMP построены кабельные системы. Успешно реализован проект полностью коммутируемой ЛВС заводоуправления емкостью около 200 активных портов. Локальная вычислительная сеть предприятия построена на управляемом оборудовании фирмы 3Com. Создана подсистема доступа в Интернет, использующая оборудование компании Cisco.
Повышение требований пользователей ведет к развитию системы
В ходе промышленной эксплуатации первой очереди Автоматизированной Системы Управления Предприятием специалисты Сегежского комбината смогли оценить пользу от инвестиций в информационные технологии, преимущества работы с созданной системой. Повышение компетенции заказчика в сфере новых технологий, быстрые темпы развития самого предприятия постоянно повышают требования к возможностям Автоматизированной Системы. Созданная АС обладает достаточной гибкостью, чтобы иметь возможность развиваться вместе с ростом предприятия заказчика. В ноябре 2001 года на ОАО "Сегежский ЦБК" была начата следующая очередь развития АСУП.
Автоматизация функций бухгалтерского учета была расширена в части:
- учета хозяйственных операций
- учета операций с производственными запасами
- учета затрат на производство
- учета готовой продукции и товаров
- учета денежных средств
- учета расчетов
- учета капитала
- учета финансовых результатов
В соответствии с изменениями в законодательстве, система бухгалтерского учета АСУП Сегежского ЦБК была переведена на учет согласно нового плана счетов.
В результате успешной промышленной эксплуатации Автоматизированной Системы достигнуто значительное уменьшение ручных и дублируемых операций. Автоматизация предприятия позволила повысить достоверность информации, обеспечивающей процесс принятия решений.
Система позволяет работать с общей базой данных одновременно:
- цеху готовой продукции
- отделу маркетинга
- бухгалтерии
- финансово-расчетной группе
- ОМТС
- группе финансового планирования
- отделу продаж
Реализация функции расчета себестоимости позволила специалистам СЦБК отслеживать затраты на производство в целом по предприятию и по отдельным видам продукции, а также контролировать финансовое состояние компании и прогнозировать ее будущее развитие.
В ноябре 2002 года на Сегежском ЦБК был начат очередной проект по развитию существующей АСУП путем реализации в ней функции веденияналогового учета. В ходе проекта создана возможность формирования регистров налогового учета, а так же возможность анализа данных по налогообложению предприятия.
Опытная эксплуатация подсистемы налогового учета была проведена на данных 2002 года, что позволило сформировать налогооблагаемую базу за прошлый год. В апреле 2003 года новая функциональность АСУП "Сегежского ЦБК" была успешно передана в промышленную эксплуатацию.
В период 2004-2005 г. осуществлены работы по развитию системы и реализации в ней функций идентификации и учета приемки/отгрузки рулонов в цехе готовой продукции ("Управление ресурсами предприятия") с целью обеспечить оперативное управление ходом производства. После этого автоматизированы функции управления бумажно-тарного производства, выполнено проектирование подсистемы по учету на складе готовой продукции, в которой реализованы функции основных бизнес-процессов контроля и приемки Службой контроля качества предприятия.
Следующий этап, 2006 год автоматизация произошла в части бизнес-процесса "Учет лесфонда и движения лесоматериалов", с целью получения оперативной информации по учету и движению древесины.
В 2007-2008 гг. компания "Неосистемы Северо-Запад ЛТД" в рамках развития системы запустила на предприятии Сегежского ЦБК следующие модули:
1. Учет спецодежды и спецматериалов:
- Ведение учета передачи спецматериалов в производство
- Перемещение спецматериалов по складам, списание спецматериалов
- Расчет амортизации по спецматериалам
- Формирование списка спецматериалов в эксплуатации на дату.
- Хранение информации по результатам анализов готовой продукции, контроля технологического процесса
- Хранение информации по результатам анализов входной продукции
- Возможность построения отчетов по качеству продукции, данных технологического контроля
- Возможность формирования справок для расчета заработной платы по показателям и должностям.
- Возможность создания и хранения спецификаций на выпускаемую продукцию, формирование заказов на выпуск на их основании
- Автоматическое формирование паспорта заказа.
- Хранение данных по ТПФП, планам производства
- Формирование отчетов по выработке ЦППП (цехпроизводство побочных продуктов), план-факту выработке целлюлозы, графикам работы цехов
- Объединение, обработка, сравнение фактических, плановых показателей и показателей по ТПФП (тех-промфинплан) по варке целлюлозы, выработке бумаги и картона, отгрузке и остатках на складах, по выработке и отгрузке лесохимии.