Автоматизация процессов управления бизнесом от лесного фонда до продажи готовой продукции

Автоматизированный расчет себестоимости или "У страха глаза велики?".

Всем известно, что учет затрат крупного производственного предприятия и расчет себестоимости является одним из наиболее трудоемких участков учета. Именно здесь учетные службы предприятия сталкиваются с баснословным количеством первичных документов, немалыми оборотами, трудоемкими расчетами и прочими неприятными реалиями. Причем зачастую система расчета себестоимости представляет собой довольно неповоротливую схему, частично сложившуюся исторически, частично сформированную не одним поколением главных бухгалтеров. В результате складывается сложная, но при этом хрупкая, неустойчивая и непрозрачная система, которая приводит к "учету ради учета", когда результаты кропотливого учета затрат не вполне удается подвергнуть детальному анализу, и тем более управлять ими. Действительно, о каком управлении может идти речь, когда дунь – и все развалится.


У страха глаза велики
В последние полтора-два десятилетия среди продвинутых руководителей предприятий набирает обороты положительная тенденция запускать автоматизацию и ре-автоматизацию существующих на предприятии процессов. О пользе и преимуществах грамотной автоматизации на сегодняшний день уже никто не спорит, любой собственник/управленец "в сознании" понимает, что дает предприятию оперативность, точность и прозрачность учета, что такое полноценная и информативная отчетность в срок. Однако при этом учет затрат многие аккуратно обходят, оставляют "на потом" как можно дальше, стараясь не тревожить этот опасный участок. Так что же мешает перейти к решительным действиям? Давайте попробуем разобраться, почему автоматизация себестоимости в глазах наших заказчиков сродни открытию ящика Пандоры!


Старые башмаки не жмут
Самый распространенный страх – это неуверенность в том, что типовой программный продукт "проглотит и не подавится" уникальной и сложной схемой учета затрат, сложившейся на предприятии. Сразу скажем, страх небезосновательный – ведь существующая система складывалась и отшлифовывалась годами, ну и пусть расчет себестоимости длится 10-20 дней, и представляет собой сложную последовательность расчетов в 1С 7.7, в Excel, на калькуляторе и т.д. – зато этот расчет такой знакомый, родной и любимый. Спрашивается, как все это "скопировать" в единую автоматизированную систему, ничего не потеряв? И вот в этом страхе кроется главная ошибка – ничего не нужно "копировать". Правильная автоматизация – это совершенствование системы с сохранением только действительно необходимого и востребованного. И этот самый момент очень ответственный и требующий трезвой оценки с обеих сторон: то что нам нужно – мы оставляем, от того, что уже явно изжило себя – мы без сожаления отказываемся. Практика показывает, что часто консервативно настроенный заказчик, с трудом соглашается на какие-либо изменения, и до последнего защищает "старую" систему учета затрат со всеми ее недостатками. И тут главное мастерство автоматизатора – во-первых, самому сформировать, а во-вторых убедить клиента принять усовершенствованную схему. Многие скажут "это не про нас, у нас совершенно уникальная методика". То, что себестоимость каждого предприятия уникальна и неповторима, это факт неоспоримый и проверенный. И при этом мы возьмем на себя смелость утверждать, что проблемы учета затрат, решаемые нами на каждом внедрении этого блока, как правило, одинаковые – встречные выпуски, многопередельное производство, учет возвратных отходов, учет брака и т.п., и каждый раз мы эти проблемы успешно решаем.


За двумя зайцами
Следующее популярное заблуждение, о котором мы часто слышим – это опасение удвоить свой труд, неопределенное время работая в двух системах – старой и новой – одновременно. Иными словами, период, когда новая система еще толком "не отлажена", и по-прежнему приходится работать и сдавать отчетность в старой, будет длиться бесконечно, пока не сформируется стопроцентное доверие к новому программному продукту. Такая ошибка допускается, когда параллельный учет видится единственным способом, позволяющим оценить сравнимость результатов работы новой системы со старой, и сделать вывод о том, насколько корректно проводятся расчеты итогов (себестоимость, финансовый результат) в новой программе. Такой подход влечет за собой проблемы, самая малая из которых – перегруженность пользователей, и может вовсе привести к забрасыванию работы в новой программе, особенно в условиях поджимающих сроков сдачи отчетности. Но как тогда убедиться, что во внедряемом программном продукте действительно можно отразить все привычные операции, и кроме того, себестоимость посчитается корректно, и при этом избежать параллельного учета? Как раз для этого существует этап внедрения, в ходе которого у пользователей есть возможность ввести операции в новую программу и оценить, насколько правильно отражаются данные. Только операции вводятся не методом сплошного учета, а только в рамках контрольного примера. Иными словами, в объеме достаточным для того, чтобы убедиться в корректном результате, либо выявить отклонения, над которыми еще предстоит поработать. Работа в рамках этого этапа проводится до реального запуска системы в работу, с тем, чтобы к моменту начала эксплуатации полностью отказаться от прежде используемых средств учета (старый программный продукт, Excel, ручной расчет) в пользу нового полноценного программного продукта.


Дорогу осилит идущий
Если подытожить вышеизложенное, опасения, из-за которых внедрение себестоимости на предприятиях год за годом откладывается, у всех приблизительно одинаковые. В результате мнимые ужасы грядущей автоматизации перекрывают все преимущества от реализации такого проекта. Будем реалистами – этот процесс непростой и не всегда легкий. Но это реально! Положительным переменам всегда предшествует активная работа, и при грамотной организации процесса, с активным участием как специалистов заказчика, так и экспертов-внедренцев желаемый результат будет достигнут в рамках разумного бюджета и сроков. У десятков наших клиентов – предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и лесопромышленного комплекса успешно внедрена система учета затрат и расчета себестоимости. Специфические проблемы учета, присущие данной отрасли, нашими экспертами неоднократно решались с положительным для заказчика результатом. Таким образом, автоматизация такого серьезного участка учета, как затраты и себестоимость, на поверку оказывается вовсе не такой уж и страшной.
Юлия
13.07.2015 11:42:25
Себестоимость
В статье делается акцент на «изжитие старого, привычного» и принятие чего-то нового и простого. А не сведется ли это новое к какому-то примитивному расчету, к «котлу»? Мы как раз долго от этого уходили, разработали оптимальную схему и НЕ считаем, что там есть от чего отказываться! А если гл. бухгалтер не хочет урезать свою себестоимость, подстраивая под то, что «умеет» ваша программа?
13.07.2015 12:29:17
Ответ Юлии по себестоимости
Добрый день. Процесс автоматизации себестоимости ни в коем случае не сводится к ее примитивизации! Цель внедрения себестоимости – это не посчитать ее упрощенно, а посчитать ее быстро и главное, правильно. Под правильным расчетом себестоимости подразумевается прежде всего верное распределение затрат – проще говоря, чтобы каждый рубль затрат был отнесен именно на ту продукцию, на которую был потрачен. Для этого мы детально изучаем текущую схему учета, и в результате нередко находятся слабые места, невидимые в ежедневной рутине, но хорошо заметные при детальном анализе нашим экспертам. В таких случаях мы предлагаем пути усовершенствования, в обязательном порядке обсуждаем их со специалистами заказчика и совместно принимаем решение. Ваши опасения относительно урезания себестоимости под возможности программы напрасны , т.к. функционал этого блока учета в "1С:Управление производственным предприятием 8" или"1С:Лесозавод" достаточно обширен, для того, чтобы учесть практически все особенности учета затрат и расчета себестоимости, в чем мы и наши клиенты неоднократно имели возможность убедиться.
Отзывы клиентов
Холдинг «Череповецлес»

Руководством «Череповецлес» было принято решение усовершенствовать процессы подготовки и согласования договоров. Руководство холдинга выбрало компанию В процессе переговоров было решено осуществлять автоматизацию внутреннего документооборота холдинга на базе программного продукта «1С:Документооборот 8 КОРП».

ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»

В 2016 году ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» вошло в состав группы компаний «Сегежа Групп». Ввиду необходимости включения ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» в единое информационное пространство группы компаний, было принято решение автоматизировать оперативный учет по стандартам «Сегежа Групп» на базе «1С:Лесозавод 8» и «1С:Управление производственным предприятием 8».

АО «Сегежский ЦБК»

Задача автоматизации складского учета на «Сегежском ЦБК» поднималась несколько раз за последние годы, и в 2016 году комбинат принял решение внедрить на своих складах готовой продукции современное считывающее оборудование.

Внедренные решения
«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали систему управления обеспечением основным сырьём ООО «Карелия Палп» на базе «1С:Управление производственным предприятием».
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали бухгалтерский и налоговый учет на ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали оперативный учет на ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» по стандартам «Сегежа Групп».
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировала склад готовой продукции АО «Сегежский ЦБК» с применением терминалов сбора данных.
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировала склад полуфабрикатов ООО «Сегежская упаковка».
подробнее

Внедрение системы электронного документооборота в холдинге "Череповецлес" на базе системы "1С:Документооборот КОРП"
подробнее

«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» помогли ООО «Карелия Палп» решить задачи бюджетирования с использованием «1С:Управление холдингом 8».
подробнее

«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» успешно автоматизировал управление ремонтами ООО «Окуловская бумажная фабрика».
подробнее

"Неосистемы Северо-Запад ЛТД" успешно завершили проект внедрения "1С:Предприятие 8. Лесозавод" на ООО "Карелия Лес"
подробнее

Автоматизация оперативного учета на складе готовой продукции ООО "Мется Тиссью" с использованием системы штрихкодирования на базе "1С:Управление производственным предприятием 8"
подробнее

Завершение первого этапа проекта по созданию комплексной автоматизируемой системы на базе "1С:Управление производственным предприятием 8" в ООО "Тетра"
подробнее

Автоматизация склада готовой продукции одного из крупнейших в России целлюлозно-бумажного комбината "Сегежский ЦБК".
подробнее