Автоматизация процессов управления бизнесом от лесного фонда до продажи готовой продукции

Серия вебинаров «Леспром.IT». Лесозаготовка и приёмка круглого леса

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» запустила уникальную Интернет-площадку «Леспром.IT», на базе которой специалисты лесопромышленных предприятий, заинтересованные в вопросах автоматизации, могут обмениваться профессиональным опытом.

Площадку «Леспром.IT» открывает серия тематических вебинаров, рассказывающих об опыте применения информационных технологий в различных сферах управления лесопромышленным предприятием. Первый вебинар серии состоялся 28.04.16 и был посвящен учету лесозаготовок и приёмке круглого леса.

В рамках вебинара были рассмотрены следующие вопросы:

1. Учет лесного фонда:
  • Ведение реестра лесных участков;
  • Контроль статусов лесных участков;
2. План-фактный анализ заготовок:
  • Материально-денежная оценка лесных участков;
  • Сравнение плана (задекларированного объема) с фактом (объемом вырубки);
  • Анализ отклонений по делянкам и видам древесины;
3. Методология учета и отражения лесозаготовок: применение схемы попередельного учета:
  • Особенности ведения нормативно-справочной информации;
  • Учет остатков круглого леса на лесных участках, верхнем и нижнем складе;
  • Учет затрат по отраженным операциям (заготовка, трелевка, вывозка);
  • Расчет себестоимости по видам древесины;
  • Оперативная регистрация выработки по делянкам;
  • Оперативная регистрация работы сотрудников;
4. Планирование лесозаготовительных работ;
5. Организация загрузки данных с харвестеров;
6. Приемка круглого леса:

  • Применение различных вариантов обмера при приемке;
  • Организация загрузки данных с линий сортировки.

Вебинар собрал аудиторию из 40 предприятий, использующих различные решения для автоматизации своей деятельности – это «1С:Лесозавод», «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Управление автотранспортом», «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и Управление персоналом», а также «SAP», «Далион», «FoxPro», «Галактика» и решения собственной разработки. Но, не смотря на многообразие программного обеспечения, задачи, которые возникают на лесопромышленных предприятиях, и методология их решения зачастую общие.

Вебинар был построен в формате «задача-решение». В каждом из тематических блоков мы перечислили те задачи, которые наиболее часто встречались в нашей практике при постановке учета на лесопромышленных предприятиях. Затем были представлены практические примеры того, каким способом и при помощи каких инструментов эти задачи решались на реальных проектах и какой результат был достигнут.

В статье кратко описаны задачи, рассмотренные в рамках вебинара, и наши рекомендации по методологии ведения учета. С практическими примерами и более подробными описаниями решений приведенных задач Вы сможете ознакомиться, посмотрев видеозапись вебинара.

Учет лесного фонда

Если говорить об автоматизации учета лесного фонда, можно выделить две задачи, с которыми специалисты нашей компании сталкивались чаще всего - это ведение реестра лесных участков и контроль их статусов. На данный момент, несмотря на довольно высокий общий уровень автоматизации учета, учет лесного фонда до сих пор слабо автоматизирован и в основном ведется обособленно от основной системы учета производства, например, в Excel или в небольших решениях собственной разработки. В ходе обсуждения это подтвердили и участники нашего вебинара. Мы рекомендуем вести учет лесного фонда в основной системе производственного учета – в дальнейшем это позволит проводить план-фактный анализ заготовки, что позволит контролировать отклонение фактического объема вырубки от планового объема, указанного в лесной декларации.

План-фактный анализ заготовки

Данная задача находится на стыке между учетом лесного фонда и учетом лесозаготовок, и часто встречается в 2 формах:
1. Контроль объемов вырубки по делянкам с отслеживанием возможного превышения задекларированного объема;
2. Анализ вырубки леса по породам и видам древесины.

Рекомендации по ведению учета в системе:

Как уже говорилось выше, для того, чтобы получить возможность сравнивать плановые и фактические объемы вырубки, мы рекомендуем регистрировать все данные в единой системе оперативного учета.

Для фиксации плана вырубки в системе требуется специализированный инструмент (например, документ «Материально денежная оценка» в системе «1С:Лесозавод»), при помощи которого будет указываться задекларированный объем древесины по делянкам. Факт заготовки регистрируется в системе с помощью документов выпуска (например, «Отчет производства за смену» в системах «1С:Лесозавод», «1С:Управление производственным предприятием»). Используя эти данные, мы сможем строить отчет по план-факту освоения лесных участков, тем самым отслеживая, какой объем древесины мы еще можем заготовить, а на каких делянках в скором времени возможно превышение задекларированного объема вырубки. Решая данную задачу, также надо обеспечить возможность сведения плановых и фактических данных – так, для контроля рубки по делянкам необходимо указывать делянки в документах выпуска.

Если говорить о планировании лесозаготовок, то в рамках наших проектов мы сталкивались в основном с задачей именно фиксирования в системе факта рубки, не опираясь на план. Реже встречается задача формирования месячного плана рубки – такой план можно использовать для сравнения с оперативным фактом в течение месяца. Но на текущий момент постепенно вырисовывается новая тенденция в автоматизации этого процесса - оптимизация плана лесозаготовок до старта фактической вырубки. Возможно, у кого-то из Вас уже есть опыт в данной области, и мы будем рады, если Вы сможете им поделиться в комментариях.

Методология попередельного учета лесозаготовок


В этом блоке мы выделили следующие наиболее актуальные задачи:
1. Учет остатков круглого леса в каждой точке заготовки (на делянках, на верхнем и на нижнем складах);
2. Учет затрат по отраженным операциям (заготовка, трелевка, вывозка, и т.д.);
3. Расчет себестоимости по видам древесины.

Рекомендации по ведению учета в системе:

Технологический процесс рубки (будь то сортиментная или хлыстовая заготовка) можно разделить на несколько производственных участков (переделов), на каждом из которых выполняются разные технологические операции, например, валка леса, трелевка, вывозка и т.д. На каждом из этих этапов есть свои затраты, которые должны быть учтены в себестоимости полученной продукции.

Для решения этих задач мы предлагаем выделять в автоматизированной системе каждый из переделов отдельным производственным участком, который потребляет какое-то сырье и выпускает продукцию или полуфабрикаты. Соответственно, каждая из операций должна быть зафиксирована в системе двумя документами: передача сырья на какой-либо из участков со склада и выпуск с этого участка продукции. Выделение таких переделов также позволит более детально относить производственные затраты по местам их возникновения (например, затраты на валку будут отнесены непосредственно на производственный участок “Заготовка”). Для учета остатков круглого леса мы рекомендуем создать в системе отдельные склады (места хранения) как для делянок, так и для верхнего и нижнего складов.

Организация загрузки данных с оборудования: харвестеры, автоматические линии сортировки

Эта тема вызвала особый интерес у участников нашего вебинара, ведь одна из острых проблем лесозаготовительных предприятий – это недостоверность полученных данных и влияние “человеческого фактора”. Загрузка данных с оборудования в автоматизированные системы позволяет как повысить достоверность данных, так и сократить трудозатраты на ввод данных в систему.

Как организовать подобную загрузку данных? Эту задачу специалисты компании «Неосистемы Северо-Запад» решали неоднократно в своей практике, и основная сложность, с которой приходится сталкиваться – это отличия в формате данных между различными поставщиками оборудования. Это приводит к тому, что для каждого поставщика оборудования и типа оборудования необходимо разрабатывать правила переноса данных в учетную систему.

На вебинаре было приведено 2 примера загрузки данных с оборудования: это загрузка с харвестеров, оснащенных бортовыми контроллерами Dasa, и загрузка с линии сортировки «Автоматика-Вектор».

Для просмотра видеозаписи в лучшем качестве Вы можете перейти по ссылке на наш Youtube-канал.


Загрузка плеера


Отзывы клиентов
Холдинг «Череповецлес»

Руководством «Череповецлес» было принято решение усовершенствовать процессы подготовки и согласования договоров. Руководство холдинга выбрало компанию В процессе переговоров было решено осуществлять автоматизацию внутреннего документооборота холдинга на базе программного продукта «1С:Документооборот 8 КОРП».

ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»

В 2016 году ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» вошло в состав группы компаний «Сегежа Групп». Ввиду необходимости включения ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» в единое информационное пространство группы компаний, было принято решение автоматизировать оперативный учет по стандартам «Сегежа Групп» на базе «1С:Лесозавод 8» и «1С:Управление производственным предприятием 8».

АО «Сегежский ЦБК»

Задача автоматизации складского учета на «Сегежском ЦБК» поднималась несколько раз за последние годы, и в 2016 году комбинат принял решение внедрить на своих складах готовой продукции современное считывающее оборудование.

Внедренные решения
«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали систему управления обеспечением основным сырьём ООО «Карелия Палп» на базе «1С:Управление производственным предприятием».
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали бухгалтерский и налоговый учет на ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировали оперативный учет на ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» по стандартам «Сегежа Групп».
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировала склад готовой продукции АО «Сегежский ЦБК» с применением терминалов сбора данных.
подробнее

Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» автоматизировала склад полуфабрикатов ООО «Сегежская упаковка».
подробнее

Внедрение системы электронного документооборота в холдинге "Череповецлес" на базе системы "1С:Документооборот КОРП"
подробнее

«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» помогли ООО «Карелия Палп» решить задачи бюджетирования с использованием «1С:Управление холдингом 8».
подробнее

«Неосистемы Северо-Запад ЛТД» успешно автоматизировал управление ремонтами ООО «Окуловская бумажная фабрика».
подробнее

"Неосистемы Северо-Запад ЛТД" успешно завершили проект внедрения "1С:Предприятие 8. Лесозавод" на ООО "Карелия Лес"
подробнее

Автоматизация оперативного учета на складе готовой продукции ООО "Мется Тиссью" с использованием системы штрихкодирования на базе "1С:Управление производственным предприятием 8"
подробнее

Завершение первого этапа проекта по созданию комплексной автоматизируемой системы на базе "1С:Управление производственным предприятием 8" в ООО "Тетра"
подробнее

Автоматизация склада готовой продукции одного из крупнейших в России целлюлозно-бумажного комбината "Сегежский ЦБК".
подробнее